В чем суть e-commerce?

E-commerce является неотъемлемой частью Интернет-торговли, где суть заключается в том, что покупатель приобретает товар с помощью налаженной системы оплаты. О том, какие виды электронной коммерции имеются, что за тренды ожидаются в сфере – в сегодняшней статье.

Что такое e-commerce
E-commerce – это торговля онлайн, в которой пользователи оплачивают услуги через свои смартфоны/ноутбуки. Сфера является неотъемлемой частью современного бизнеса. Помимо купли/продажи, в отрасль также входят:
  • Управление поставками

  • Организация складских запасов

  • Электронный обмен данными

По статистике, в 2024-м наибольший рост показали небольшие магазины. Обороты малых и средних площадок выросли на 72%. Средний чек вырос на 5%. На фоне динамичного развития отрасли онлайн-площадки становятся всё более востребованными.

Буст для роста рынок электронной коммерции получил во время пандемии, и с тех пор только набирает скорости. Вот что делает эту нишу привлекательной:
1
Широкий рынок и доступность. Благодаря возможности проводить онлайн-платежи увеличивается клиентская база, а вместе с ней – узнаваемость и прибыль
2
Снижение затрат. Не нужно оплачивать аренду физического магазина, зарплаты продавцам-консультантам
3
Удобство для клиентов. Инновации в ритейле позволяют совершать покупки в любое удобное время и неважно, где находятся люди.
Основные виды e-commerce

B2C (Business to Consumer)

Наиболее распространенная модель, при которой компании продают товары или услуги непосредственно конечным потребителям. Самый яркий пример в России – Wildberries, крупнейший ритейлер в Интернете.

B2B (Business to Business)

В этой модели компании продают продукцию или услуги другим компаниям. Это может включать оптовую торговлю, поставки. Как один из вариантов – Алиэкспресс, где бизнес может закупать оптом у поставщиков/производителей.

C2C (Consumer to Consumer)

Формат позволяет потребителям продавать товары и услуги друг другу. Как правило, на платформах можно размещать собственные объявления: например, на Avito.

C2B (Consumer to Business)

В этой модели человек предлагает свой товар или услугу бизнесам. Может включать фриланс-помощь, контент или другие предложения. Пример платформы: Kwork.

B2G (Business to Government)

Компании сотрудничают с государственным учреждениям – например, участвуют в тендерах на “Госзакупках”.

D2C (Direct to Consumer)

Производители продают напрямую покупателям без посредников. Как правило, речь идёт о собственных Интернет-магазинах на сайте: такие есть у “Чистой линии”, “Кантаты” и других фирм.
Принцип работы электронной коммерции
1
Платформа (интернет-магазин)
Первым шагом в электронной коммерции является создание интернет-магазина. Это может быть собственный сайт компании или использование платформы для электронной торговли, такой как Shopify, WooCommerce или 1С-Битрикс. Важно, чтобы сервис был удобным для пользователей, имела интуитивно понятный интерфейс и обеспечивала безопасность транзакций. На этом этапе также хорошо настроить SEO-оптимизацию, чтобы привлечь трафик.
2
Процесс покупки
После того как клиент зашел на сайт, он начинает выбирать товар. Для этого будущие клиенты используют поиск, далее знакомятся с характеристиками, ценой, отзывами того, что их заинтересовало. После – добавляют в корзину, оформляют заказ.
3
Платёж
После оформления заказа клиент переходит к оплате. Важно предложить разнообразные способы оплаты, чтобы удовлетворить потребности разных клиентов. Это могут быть: банковские карты или переводы, электронные кошельки, наложенный платёж. Необходимо использовать защищенные протоколы (например, SSL) и системы антифрода, чтобы обеспечить безопасность транзакций.
4
Логистика и доставка
В данный этап включены сборка и упаковка товара на складе, выбор способа, как пользователь получит заказ (курьер или пункт выдачи, почта), отслеживание статуса.
5
Анализ и статистика
На каждом этапе цикла продажи важно отслеживать статистику и аналитику. Например, вы можете проверять, откуда к вам приходят потенциальные покупатели, считать конверсию (% тех посетителей, что завершили покупку), а также причины, почему люди покидают сайт, не завершив оплату. Более того, важна работа с обратной связью (вопросами, пожеланиями, отзывами).
Технологии и инструменты, используемые в e-commerce

Мобильные приложения

Они позволяют пользователям удобно просматривать товары, делать заказы и управлять своими покупками прямо со смартфонов. Сервисы могут предлагать персонализированные рекомендации, уведомления о скидках и акциях, а также упрощенный процесс оформления заказа.

Примеры: Wildberries, Ozon, Яндекс.Лавка.

Автоматизация бизнес-процессов

Она даёт возможность ускорить множество процессов: управление запасами, обработка заказов и взаимодействие с клиентами. Системы управления контентом (CMS) и платформы для электронных продаж, такие как 1С-Битрикс или Shopify, позволяют автоматизировать процессы, что снижает вероятность ошибок и повышает эффективность работы.
Например, благодаря автоматизации обработки заказов можно быстро реагировать на запросы и улучшать уровень обслуживания.

Маркетинг (SEO, контекстная реклама и др.)

Любой бизнес в первую очередь строится на привлечении людей. И если в торговых центрах речь идёт о том, чтобы снять наилучшее помещение с точки зрения проходимости, то в Интернете для этого существуют специальные инструменты. Они позволяют привлечь как можно больше лидов, которые затем превратятся в лояльных клиентов.
Например:

СЕО-продвижение. Использование ключевых фраз на вашем сайте поднимает его в поиске и показывает заинтересованным людям;

Контекстная реклама. Что особенно приятно, вы можете настроить её по интересам и показывать тем, кому реально нужно то, что вы предлагаете.

Платежные системы

Они обеспечивают возможность клиентам быстро и безопасно оплачивать свои покупки. В России популярны такие платежные системы, как Яндекс.Касса, Т-банк, Robokassa и некоторые другие.

Аналитика и Big Data

С их помощью можно собирать и анализировать информацию о поведении пользователей, предпочтениях и тенденциях на рынке. Это помогает принимать обоснованные решения, оптимизировать бизнес-процессы, маркетинговые стратегии и составить представление о клиентском опыте.
Будущее электронной коммерции
На потребительский рынок в значительной степени влияют технологические инновации и экономические факторы. Аналитики утверждают, что нас ожидают следующие тренды:

  1. Улучшение клиентского сервиса, расширение географии, внедрение касс самообслуживания, . возможность получать мгновенные ответы с помощью искусственного интеллекта;
  2. Активный рост количества маркетплейсов, гипермаркетов, супермаркетов, онлайн-магазинов, сервисов доставки;
  3. Доминирование маркетплейсов в сегменте FMGG. Отсюда – рост конкуренции;
  4. Увеличение доли собственных торговых марок. Такой подход позволяет снизить затраты и предлагать аудитории наилучшие варианты цен, в том числе в товарах повседневного спроса и одежде.
Главное:
Электронная коммерция – один из ключевых элементов ведения дел в 2025-м, и тренд будет только нарастать. В бизнес-клубе “Грифон” регулярно обсуждается это направление. Присоединяйтесь!
Made on
Tilda